
В мобильной сфере Украины грядут большие перемены. С 7 июня 2008 года все реализуемые в стране мобильные телефоны должны иметь учетную марку. В начале лета вступило в силу решение Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС), согласно которому все импортируемые в Украину сотовые телефоны должны быть маркированы. Это своеобразный «мобильный акциз», имеющийся сейчас на алкогольных и табачных изделиях.
Споры о качестве
«Мы официально заявляем, что с 7 июня все телефонные аппараты должны быть промаркированы учетной маркой», — сказал руководитель Украинского государственного центра радиочастот (УГЦР) Павел Слободянюк.
На сегодняшний день существуют соответствующие нормативно-правовые акты, которыми определена эта дата, а в связи с тем, что Национальная комиссия по вопросам регулирования связи сейчас не работает, никаких изменений в сроки ввода такого порядка реализации внесено быть не может.
Маркирование радиоэлектронных средств вводится как одна из мер борьбы с контрабандой мобильных телефонов, которая приобрела угрожающие масштабы. НКРС действует в рамках своих полномочий, определенных согласно статье 29 Закона «О радиочастотном ресурсе Украины».
По мнению чиновников, наличие учетной марки гарантирует, что мобильный телефон произведен именно для эксплуатации в Украине, ввезен легально и сертифицирован для работы в сетях Украины.
У операторов другая трактовка — это попытка государства проконтролировать ввоз мобильных телефонов, чтобы проверить полноту уплаты налогов. Говорить о том, что наклейка гарантирует какое-то особое качество, не приходится, поскольку никто не проверяет конкретный мобильный телефон перед маркированием. Более того, мнение чиновников, будто есть телефоны, которые специально произведены для Украины, — чересчур амбициозно. Как правило, телефоны выпускаются для рынка СНГ, чаще всего — России. Специальных линий для производства мобильных телефонов для Украины мировые гранды не держат.
Грядет час «Ч»
По данным УГЦР, в 2007 году, согласно различным независимым исследованиям, в Украину было ввезено 9,5 млн. мобильных телефонов, из них разрешения УГЦР получили всего 7,6% телефонов. Павел Слободянюк отметил, что уже сегодня можно говорить о положительном влиянии введения маркирования до наступления 7 июня. По его словам, на сегодняшний день УГЦР было выдано более 570 тыс. разрешений на ввоз мобильных телефонов в Украину, что на 65% больше, чем за аналогичный период 2007 года (346 тыс. телефонов). По его данным, уже выдано более 576 тыс. марок предприятиям и организациям, которые занимаются реализацией телефонов в Украине.
Пока проблема контрабанды полностью не решена, так как, по данным некоторых исследований, только в первом квартале в Украине было реализовано более 2 млн. мобильных телефонов не получивших разрешения УГЦР.
Что касается ответственности тех лиц, которые после 7 июня будут заниматься реализацией немаркированных телефонов. Павел Слободянюк выразил надежду, что "проверки начнутся после часа «Ч»", однако это входит в компетенции соответствующих правоохранительных органов. Ответственность же может быть, по его словам, различной: от конфискации контрабандных телефонов до возбуждения уголовных дел.
И суда нет
Учетные марки выдаются реализаторам телефонов без дополнительной платы (входит в оплату за разрешение на ввоз), изготовлением марок занимается Государственный институт «Укрэлекон».
Действительно, мобильные телефоны, продаваемые в официальной торговой сети, подорожают на 15-20%. Скорее всего, это произойдет после того, как торговые точки реализуют уже имеющиеся запасы. Происходящее связано с тем, что даже официальные телефоны не всегда завозились дилерами по легальным схемам. «Серый» импорт не исчезнет, только продаваться, вероятнее всего, будет не в официальных сетях, а на рынках и в интернет-магазинах.
По словам представителей рынка, продавцы будут продолжать добиваться отмены маркировки, поскольку сложная и громоздкая система ее получения «утяжеляет» бизнес. И к тому же не гарантирует защиты от недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто точно клеить ничего не будет — Интернет-магазинов, базаров, мелких торговцев.
Правда, сказать, что операторы рынка настроены как-то слишком выразительно протестовать, было бы преувеличением. Пока они лишь ограничиваются пессимистическими прогнозами, скромно открещиваясь от судебных исков, по которым процедура маркировки ввозимых в Украину мобильных телефонов была заблокирована.
Кстати, иски уже подавались, в частности, компанией «Юком АВК 2006». Интересно, что в то время, когда обязательность маркировки была как бы приостановлена судом, сам процесс выдачи этикеток запрещен не был. И кто хотел, получал их, кто не хотел — не получал. В связи с этим к моменту вступления в силу "обязаловки" — 7 июня — в одних магазинах телефоны будут с маркировкой, а в других — без.
Этикетки в помощь?
Кроме того, заявленная бесплатность учетных марок — миф, подчеркивают импортеры и дистрибьюторы. «Ввоз одного только телефона стоит $2,5. Куда идут эти деньги?», спрашивает Владимир Колодюк — совладелец и президент группы компаний AVentures, владеющей магазинами Unitrade, City.com и melofon.
Он отмечает также, что бизнес по импорту и продаже мобильных телефонов можно сделать прозрачным лишь в случае отмены маркировки и платы за разрешение на ввоз.
Еще одним аргументом чиновников в пользу допмаркировки является требование учета проданных в рознице мобильных телефонов, дескать, в рознице необходимо ввести дополнительные книги отчетности.
Однако, как утверждают игроки украинского ИКТ-рынка, сегодня каждая розничная сеть или легально работающий магазин уже имеют и ежеквартально отправляют в «Укрчастотнадзор» отчеты о проданных мобильных терминалах. «С нашей точки зрения, существующая маркировка (введенная в 2005 году — прим. авт.) позволяет контролировать розницу. Дополнительная маркировка не обеспечивает никаких преимуществ», — считает представитель компании Nokia Эллина Лебедева.
Всё это наводит на мысли о том, что наклейки — это, скорее, «отмазка» профильных чиновников, от которых начальство требует какого-то результата в борьбе с непобедимым злом. Эффект от нововведения, по мнению специалистов, будет аналогичен итогам очередных кампаний по преодолению «мобильной» контрабанды. Проведут рейды. Проверят тех, кто, грубо говоря, не «в системе», т.е. не платят солидным и компетентным дядям за свое спокойствие. Их оштрафуют и обрадуют конфискацией контрафактного товара. К остальным проверка просто не заглянет.
Что же касается вопросов импорта средств связи, то здесь работает обычная коррупционная «машина» взаимной заинтересованности. Тот же г-н Слободянюк признал, что в 2007 году по разрешению Украинского государственного центра радиочастот было ввезено всего 0,7 млн. мобильных устройств, тогда как в целом на рынке реализовано около 9,5 млн. штук этого товара.
Теперь скажите, могли ли ввезти в Украину 8,5 млн. штук мобильных телефонов, если бы в этом не участвовала таможня, правоохранительные органы, налоговики и остальные заинтересованные в этом структуры? Поэтому вопрос контрабанды мобильных телефонов в Украину слишком сложен и неоднозначен, чтобы решить его с помощью банальных этикеток.
Впрочем, с маркировкой мобильных в Украине решили-таки повременить. Национальная комиссия регулирования связи обратилась в правоохранительные органы с просьбой не проверять наличие регистрационных марок на упаковках сотовых телефонов. Пока. Причина в том, что потребуется время, чтобы провести учет остатков телефонов, залежавшихся на складах. Кроме того, дано время продавцам сотовых трубок — чтобы приобрести марки и наклеить, куда следует. Так что в ближайшие три месяца «час Ч» вряд ли наступит.